О штрих кодировании без прикрас.
В статье рассказывается о том, какие бывают штрих-коды, как их можно наносить и считывать.
Штрих-код – это ряд напечатанных на бумаге черных и белых участков разной ширины. В этой последовательности в зашифрованном виде хранится некоторая информация. Данные с уникального кода считываются особыми техническими средствами — сканерами.
Штриховые коды бывают линейными и двухмерными.
Нанесение штрих кода на упаковку товара происходит промышленным способом, специальными печатными устройствами.
Идея нанесения кода персонализации впервые возникла в 1948 году, когда президенту производственной сети в Филадельфии, США, пришла в голову идея о системе, которая позволила бы автоматически считывать информацию о товаре. Прародителем штрих-кода послужила азбука Морзе, а первый уникальный код был нарисован на песке. Изобретатель просто продолжил тире и точки вниз, увеличив их до штрихов, или полос.
Но внедрить систему шифрования оказалось непросто. Компании посчитали, что нанесение штрих кодов, а так же их чтение, потребует слишком сложного оборудования, и отказались внедрить изобретение. Первый товар, имеющий уникальный код на упаковке, был продан только в 1974 году, это была жевательная резинка Wrigley’s.
Виды штрих кодов
Линейный штрихкод
Линейный штрих-код представляет собой параллельные черные полосы разной ширины и пробелы между ними. Иногда под полосками написана расшифровка – цифры или буквы. Чем длиннее переменный код и чем больше полос, тем больше в нем зашифровано информации. Высота печати персонального кода на количество информации не влияет.
EAN-13
Сокращение EAN значит European Article Numbering (Европейская нумерация товаров).
Такие линейные коды персонализации печатают для кодирования информации о промышленных товарах. Переменный код состоит из 13 цифр, первые 12 из которых несут информацию о товаре, а последняя – контрольная цифра.
- Первая цифра уникального кода – служебная
- Следующие 3 цифры маркируют страну-изготовитель товара
- 5 цифр в середине кода персонализации кодируют фирму-изготовителя
- Последние 5 цифр – код товара
Встречается укороченный штрих код EAN-8, он состоит из 7 цифр, шифрующих информацию, и одной контрольной цифры.
Code 39
Нанесение штрих кодов Code 39 может шифровать не только цифры, но и буквы, и некоторые знаки препинания (пробел, символы:-,+,/,$,.,%). Каждый знак при печати кода зашифрован набором из 5 черных полосок и пробелов между ними.
Code 128
Печать уникального кода с плотным расположением черных и белых полос шифрует абсолютно все цифры, прописные и заглавные буквы и знаки препинания.
Двухмерный штрихкод
В данном случае при печати персонального кода информация кодируется одновременно по ширине и высоте. Применяются такие коды персонализации для шифрования больших объемов информации: нанесение уникального кода величиной в несколько кв. см. позволяет уместить несколько тысяч знаков. Чем больше площадь двумерного кода, тем больше информации в нем записано.
Двумерные переменные коды бывают нескольких типов. Самый распространенный из них – QR-код, что означает «Quick Response» — «Быстрый Отклик». Этот код персонализации был изобретен в Японии, и может шифровать даже японские иероглифы.
QR-коды применяют во многих областях. Чаще всего их используют в рекламе. С помощью QR-кода можно передать ссылку на сайт компании или даже сделать заказ.
Хорошо знакомы двумерные коды любителям экскурсий и музеев. Нанесение кода на достопримечательности позволяет прочитать туристам массу полезной информации об объекте. Для этого код надо расшифровать в специальной программе-дешифраторе.
Также довольно популярна практика печати уникального штрих кода на электронных билетах на железнодорожный транспорт.
Штрих и QRкоды. Технологии печати.
Если вам надо напечатать штрих коды на небольшом количестве этикеток, то с этой задачей справится обычный офисный принтер и специальная программа, позволяющая кодировать персональные данные, в компьютере. Но если вам надо нанести уникальные коды в большом количестве, то лучше воспользоваться специальными принтерами для печати штрих кодов. Они бывают следующие:
- Принтеры прямой термо печати штрих кодов
- Термотрансферный принтер для нанесения штрих кода
- Принтеры с печатающей пьезо головкой
В принтерах обоих видов для печати персональных штрих кодов есть головка с нагревательными элементами. Для принтера прямой термопечати нужна специальная бумага с покрытием, которое чернеет от нагревания.
Плюс термостатного принтера – в том, что нанесение уникальных кодов с его помощью сравнительно дешево, и принтер для печати кодов не требует других расходных материалов, кроме пленки.
Минус – если напечатать персональный код на этикетке с помощью термостатного принтера, то краска может со временем темнеть из-за воздействия перепадов температур.
В термотрансферных принтерах печать кода происходит за счет того, что с помощью нагревающейся головки краска с красящих лент – риббонов, переносится на бумажную, пластиковую либо тканевую этикетку.
Плюсы термотрансферных принтеров:
- Можно напечатать код на любых этикетках
- Качество печати не портится со временем
- Можно нанести код высокой плотности
Минусы:
- Термотрансферный принтер дороже
- Требуется периодически менять печатную ленту
Сканеры штрихкодов
Недостаточно просто нанести штрих код на этикетку или упаковку товара, для получения информации его требуется считать специальным устройством – сканером. Они бывают различных типов.
По способу установки сканеры для считывания кодов персонализации делятся на:
- Ручной — внешне напоминает пистолет, для считывания уникального кода пистолет надо поднести к нему вплотную. Бывает проводной и беспроводной.
- Стационарный – устанавливается на основу, для распознавания персональный код надо поднести к сканеру.
По типу считывания:
- Контактные – считывают код персонализации на минимальном расстоянии (1-2 см)
- Бесконтактные – могут считывать персональный код на расстоянии почти до 1 метра
По способу распознавания данных:
- Светодиодные сканеры уникальных кодов – простые в использовании и надежные
- Лазерные сканеры – работают на большом расстоянии
Узнайте больше о видах персонализации, которые мы делаем.
Отправьте запрос на расчет тиража.
Мы печатаем сложную и даже очень сложную полиграфию. Скретч карты, листовки с персонализацией? Этикетки со скретч слоем? Не проблема! А еще карточки со штрих-кодом, двухслойные наклейки, купоны для промо лотереи со сложной высечкой – все это возможно
Зачем выходить из офиса? Оформить заказ можно через интернет. Мы рассчитаем ваш тираж, подготовим или адаптируем макет, пришлем цветопробу на утверждение, напечатаем тираж, и доставим его до вашего офиса